В Совете Федерации обсудили законопроект о конкурсах на аренду лесных участков

опубликовано: 09:38, 23.12.2016 , напечатать

22 декабря 2016 года Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик принял участие в работе заседания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации Российской Федерации и выступил с докладом о проекте федерального закона № 40092-7 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений».

Законопроект предусматривает новую редакцию главы 8 Лесного кодекса Российской Федерации, содержащую положения об организации и порядке проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводимых в форме открытого аукциона и открытого конкурса, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Действующая редакция Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает единственную форму проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка – аукционную. На практике такая форма торгов за право заключения договора аренды лесного участка имеет ряд недостатков, связанных с доминированием финансовой составляющей, что порождает риск участия в торгах недобросовестных участников.

Так, например, в ряде регионов – в Забайкальском и Приморском краях, в Ярославской области – зафиксированы случаи, когда в аукционе участвовали лица, не имеющие производственных мощностей по переработке древесины и не планирующие заниматься переработкой древесины. Участвуя в аукционах, они искусственно завышали аукционную цену до размеров, не сопоставимых с рыночной ценой за лесной ресурс. В дальнейшем они уклонялись от заключения договоров аренды, что приводило к неэффективным затратам бюджетных средств на проведение аукциона, а также к невозможности представления лесных участков лицам, желающим осуществлять заготовку и переработку древесины. За отказ в участии в аукционах мошенники требовали денежные средства от других участников аукциона, напрямую заинтересованных в получении древесины для своих предприятий.

Кроме того, отмечены случаи победы на аукционах лиц, имеющих достаточные финансовые ресурсы, чтобы заключать договоры аренды по цене, превышающей возможности лесопеработчиков. В результате, лесопереработчики вынуждены покупать древесину у мошенников «на корню» по завышенным ценам – по договорам аренды, заключенных по результатам таких аукционов.

Предусмотренная законопроектом конкурсная форма проведения торгов позволит устранить негативные стороны лесных аукционов и позволит органам государственной власти субъектов Российской Федерации в первоочередном порядке обеспечить древесиной лиц, осуществляющих ее глубокую переработку.

Целевой аудиторией, на которую рассчитан законопроект, являются предприниматели, которые уже имеют в собственности объекты по переработке древесины, работающие не на полную производственную мощность из-за дефицита сырья, либо вынужденные осуществлять покупку древесины у сторонних поставщиков.

В Законопроекте определено, что критерии выявления победителя при проведении конкурса будут включать в себя такие параметры, как создание и развитие современных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, эффективное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов, обеспечивающих повышение производительности труда, внедрение импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости, переработку всей заготавливаемой древесины, в том числе отходов лесопереработки.

Приоритетное предоставление лесных участков в аренду лицам, имеющим не обеспеченные лесными ресурсами собственные мощности по переработке древесины, позволит дополнительно вовлечь в использование для заготовки древесины лесные участки, не востребованные ранее и экономически неэффективные для освоения без дальнейшей переработки, а также увеличить переработку заготовленной древесины на имеющихся мощностях и, тем самым, обеспечить дополнительное поступление неналоговых платежей, а также налоговых поступлений от увеличения объемов производства лесопромышленной продукции.

«В связи с введением конкурсных процедур на право заключения договора аренды лесного участка планируется, по экспертной оценке, дополнительное увеличение объемов заготовки древесины на 17 млн. кубометров в год, в связи с чем ожидается дополнительное ежегодное поступление в федеральный бюджет арендных платежей в размере прядка 500 млн. рублей. Более того, дополнительное поступление налоговых платежей от предпринимательской деятельности по заготовке и переработке древесины в региональные бюджеты Российской Федерации может составить более 70 млн. рублей», – сообщил Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.