Семинар в Йошкар-Оле

опубликовано: 11:19, 26.12.2016 , напечатать

С 18 по 20 декабря 2016 года в столице Республики Марий Эл, Йошкар-Оле, состоялся семинар «Лесное законодательство Российской Федерации в современных экономических условиях». Семинар был организован Федеральным агентством лесного хозяйства.

«Сегодня мы затрагиваем одни из важнейших вопросов современной лесной отрасли: обеспечение защиты прав и законных интересов Российской Федерации на землях лесного фонда, судебную практику, контроль за правовым регулированием, правовые аспекты организации и деятельности системы государственного управления лесами. От успешного решения названных проблем напрямую зависит экономическая эффективность всего лесного хозяйства страны. К сожалению, на сегодняшний день существует ряд проблем, которые требуют скорейшего решения и именно всесторонняя оценка принимаемых действий и их долгосрочных последствий является одной из приоритетных задач», – отметил в своем вступительном слове Иван Петухов.

Семинар «Лесное законодательство Российской Федерации в современных экономических условиях» объединил представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей Департаментов лесного хозяйства по Приволжского и Уральского Федеральных округов.

С докладами из опыта работы, судебной практики защиты прав и законных интересов РФ на земли лесного фонда выступили представители органов исполнительной власти в области лесных отношений ряда субъектов, в том числе министр лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл Алексей Шургин.

На семинаре также были обсуждены вопросы нормативной деятельности в области лесных отношений, правовые аспекты организации и деятельности системы госуправления лесами и другие.

Начальник отдела лесного надзора и административного производства Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Михаил Никитин доложил о наиболее существенных аспектах правового регулирования деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Пермского края. «По последним данным на территории Пермского края действуют более полутора тысяч малых лесопильных комплексов. Значительное их количество работают вне правового поля и имеют комплекс характерных нарушений законодательства Российской Федерации, а именно: отсутствие учета принимаемой и отгружаемой древесины, отсутствие документов, подтверждающих происхождение древесины, отсутствие правоустанавливающих документов на осуществление деятельности в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, отсутствие правоустанавливающих документов на здания, сооружения, земельный участок. В большинстве случаев нарушается трудовое, налоговое, природоохранное, миграционное законодательство Российской Федерации», – отметил Михаил Никитин.

Основной причиной, способствовавшей беспрепятственной работе малых лесопильных комплексов, нарушающих законодательство Российской Федерации, являлось отсутствие на территории Пермского края единых требований к организации деятельности малых лесопильных комплексов.

Консультант отдела кадров, государственной службы и правового обеспечения Главного управления лесами Челябинской области Наталья Согрина в докладе «Особенности судебной практики по делам о защите прав Российской Федерации на земли лесного фонда на территории Челябинской области» остановилась на особенностях наложения земель. Челябинская область занимает второе место по межеванию и постановке земель лесного фонда на кадастровый учет из всех областей Уральского федерального округа. Однако существует масса сложностей.

«Земли лесного фонда являются лакомым куском для застройки и захватов. В процессе межевания земель лесного фонда выявляются случаи наложения земельных участков, поставленных на кадастровый учет на землях лесного фонда с другой категорией земель, как правило, это земли населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения. Так, по результатам межевания, проведенного в 2014 году в Аргаяшском и Красноармейском лесничествах выявлены 1023 факта наложений земельных участков на земли лесного фонда на общей площади 1242,2 га. Из них 592 факта наложений на площади 428,9 га в Аргаяшском лесничестве и 431 факт наложения на площади 813,3 га в Красноармейском лесничестве. В Миасском лесничестве после проведенного в 2015 г. межевания выявлено 646 фактов наложений на общей площади 1194,6 га.», – сообщила Наталья Согрина.

При Главном управлении лесами Челябинской области создана рабочая группа по решению вопросов наложения земель. В состав группы входят представители Прокуратуры Челябинской области, природоохранной Прокуратуры, Управления Росреестра по Челябинской области, Территориального управления Росимущества в Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата».

«Порядка взыскания недоимки по договорам аренды лесных участков» и других проблемных вопросов коснулась в своем выступлении ведущий консультант отдела правового обеспечения Министерства лесного хозяйства Кировской области Евгения Высотина. «На начало 2016 года задолженность в бюджетную систему Российской Федерации по плате за использование лесов составляла 479 млн 429 тыс. руб. Основная причина роста задолженности в 2016 году – исключение из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов трех инвестиционных проектов. Задолженность образовалась в результате перерасчета размера арендной платы с начала действия договоров аренды по дату их расторжения. Взыскание сумм задолженности по арендной плате и неустойке производилось в судебном порядке» – доложила Евгения Высотина.

В целом, рассмотрение арбитражным судом исковых требований министерства о взыскании задолженности по арендным платежам и неустойки не вызывает затруднений и результат является прогнозируемым. Однако, существует ряд проблемных вопросов.

«При подаче министерством в Арбитражный суд Кировской области исков о взыскании задолженности по арендной плате заявляются обеспечительные меры в виде наложения ареста на денежные средства, запрета рубки. В настоящее время Арбитражный суд Кировской области отказывает в принятии обеспечительных мер, указывая на непредоставление доказательств существования реальной угрозы затруднительности либо невозможности исполнения судебного акта и доказательств того, что финансовое положение ответчика не позволит исполнить судебный акт. В суде апелляционной инстанции в заявленных требованиях о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства, запрета рубки министерству отказывается. Министерство не располагает сведениями об имущественном положении арендаторов, в связи с чем представление каких-либо доказательств является затруднительным», – подчеркнула в своем докладе ведущий консультант отдела правового обеспечения Министерства лесного хозяйства Кировской области Евгения Высотина.

В последнее время, Арбитражный суд Кировской области при рассмотрении исков о взыскании задолженности и расторжении договоров аренды идет на встречу арендаторам и по их ходатайствам откладывает судебные заседания для мирного урегулирования спора. Рассмотрение подобных дел может длиться до года, и в итоге, арендатор уплачивает заявленную в исковых требованиях задолженность, а суд в связи с оплатой задолженности отказывает министерству в требовании о расторжении договора аренды.

Заместитель начальника административного управления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Сергей Изюров сделал доклад на тему «Опыт и проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области лесных отношений».

О превентивных мерах по защите прав и законных интересов Российской Федерации на землях лесного фонда рассказал заместитель министра лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – руководитель департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Павел Мельников. Он отметил, что проблема самозахвата участков лесного фонда и их использования не по целевому назначению является актуальной не только для Самарской области, но и в целом для всех регионов Российской Федерации. Однако леса Самарской области характеризуются разветвленной сетью автомобильных и железных дорог, линейных объектов, многочисленными рекреационными зонами и населёнными пунктами. Основная доля возможного использования лесных участков не по целевому назначению приходится на территории, расположенные в приграничных территориях с населенными пунктами.

«На семинаре мы рассмотрели множество острых для лесной отрасли всей страны вопросов. Обсудили судебную практику осуществления федерального государственного лесного надзора и взаимодействие с арендаторами лесных участков, деятельность пунктов приема и отгрузки древесины, опыт и проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в области лесных отношений, порядок взыскания недоимки по договорам аренды лесных участков. Однако, стоит отметить, что добиться положительных результатов возможно только совместными усилиями. Только консолидировав все силы, сообща, можно добиться изменения ситуации. И сегодняшний семинар – тому яркий пример. Это первый из прошедших семинаров. Аналогичные будут проводиться в 2017 году по остальным Федеральным округам», – подчеркнул Начальник Управления делами и правового обеспечения Федерального агентства лесного хозяйства Иван Петухов.